1 сентября 2015, 15:00
154
11 минут

Пожарная часть «на плаву», легендарный «Гаситель», огнеборцы и сторожевой Волчок

Не только коренным волгоградцам, но и гостям нашего города-героя известен пожарный катер «Гаситель». Это судно вызывает огромный интерес своим героическим прошлым. Но, где же дислоцируется это судно, кто его команда и как проходят их служебные будни? Об этом смогли узнать сотрудники пресс-службы регионального главка МЧС России.

В один из летних дней мне довелось побывать в гостях у команды «Гасителя» и узнать много интересного и где-то даже необычного. Оказывается, местом дислокации катера является настоящая пожарная часть, расположенная «на плавучей пристани» - дебаркадере в самом центре Волгограда на набережной. Здесь же – в части располагается и личный состав «Гасителя». Своё историческое начало катер «Гаситель» берёт с далёкого 1903 года. Часть же, где дислоцируется теперь пожарный катер, впервые появилась в 1950 году, а до этого пожарный, тогда ещё, теплоход дислоцировался в речном порту областного центра. За эти годы на смену бывалому пожарному теплоходу «приходили» более технологически усовершенствованные «сменщики», менялись и названия этих судов, и составы команд, но об этом немного позже…

Командир и его пожарная команда

Чтобы попасть в саму часть, нужно было преодолеть очень крутой трап, связывающий берег и пожарный дебаркадер. Задорный пёс громко залаял при виде меня, но тут уже успокоился, предоставив возможность, спустится по трапу. Здесь меня встретил командир пожарного катера капитан внутренней службы Роман Владимирович Бахмистров, который познакомил с командой и провёл небольшую экскурсию по своим «владениям».

Стоит оказаться внутри – кажется, что оказался на настоящем корабле: здесь есть камбуз, каюта, палуба... Даже в обиходе пожарных постоянно «проскальзывают» замысловатые морские термины. Однако команда здесь «живёт» по правилам настоящего пожарного расчёта. Как и в пожарной части, ежесуточно сменяется караул – пожарные заступают на своё боевое дежурство.

А теперь немного о команде. Всего в личном составе 14 человек. Самый старший, конечно, – командир катера. Его должность можно сравнить с должностью начальника пожарной части. Далее: старший моторист, помощник командира катера (или руководитель смены), старший пожарный и пожарный – именно в таком составе боевой расчёт и дежурит круглые сутки.

Конечно же, у меня возникло много вопросов и я поспешила их задать.

- Роман Владимирович, и всё же Ваше подразделение - пожарная команда или экипаж судна?

- Мы и есть настоящая пожарная команда, только вместе с боевым уставом пожарной охраны мы живём ещё и по морским законам, - пошутил в ответ командир.

- Какими же качествами должен обладать сотрудник пожарной части на воде? Может иметь специальное образование?

- Наши пожарные обладают такими же знаниями и навыками, как и пожарные «с земли», вот только прежде, чем приступить к самостоятельному исполнению своих обязанностей, все они прошли дополнительную первоначальную подготовку, а помощники командира катера ещё и подготовку в ГИМС по управлению судном, - ответил на мой вопрос Роман Владимирович и продолжил. – Кстати, у нас есть и настоящие старожилы. Вот, к примеру, Сергей Викторович Кондрашев – помощник командира катера.

Командир поведал мне, что Сергей Викторович проработал на пожарных судах 25 лет и теперь собирается выходить на заслуженную пенсию. Символично, что именно в этом году исполняется и 25 лет МЧС России. Конечно же, такой возможности познакомиться с профессиональным огнеборцем я не могла упустить.

Положительный пример отца – заразителен

Сергей Викторович Кондрашев поступил на службу в пожарную охрану в октябре 1990 года. К слову сказать, в те годы на вооружении части был пожарный корабль «Вьюн-4», затем «Вьюн-14». Ныне действующий катер «Гаситель» не так давно поступил на вооружение части. Как рассказал мне собеседник, свою профессию он выбрал не случайно.

- Примером для меня стал мой отец Виктор Иванович Кондрашев, - сказал огнеборец. – Он почти 30 лет проработал в пожарной охране.

- Могли бы рассказать, в каких подразделениях работал Виктор Иванович? – Уточнила я у рассказчика.

- На пожарном теплоходе «Стерегущий», с 1980 года, - пояснил С.В. Кондрашев. – Вы, наверное, знаете, «Стерегущий» поступил на смену теплоходу «Гаситель» в начале 60-х, вот мой отец и работал в составе его команды. Так и служил на судне до выхода на пенсию в 2009 году.

Сергей Викторович поведал, что отец часто рассказывал о своей работе и в детстве ему даже удавалось побывать на «настоящем пожарном теплоходе!». Стоит ли описывать, какой восторг может вызвать такая техника у мальчишки? Вот и наш рассказчик с юных лет просто «заразился» идеей стать пожарным – пойти по стопам отца. И это, надо сказать, ему удалось.

За время своей службы С.В.Кондрашев не раз принимал участие в тушении крупных лесных пожаров, прибрежных строений – сколько было таких выездов уже и не сосчитать. На первый взгляд может показаться – лесной пожар, потушить его разве сложно? Но, как показывает практика, именно природные пожары чрезвычайно опасны. Они распространяются с огромной скоростью, уничтожая всё на своём пути. Природный пожар - это огромная угроза и большая беда, а чтобы его ликвидировать, необходимы слаженные профессиональные действия огнеборцев.

- Работа пожарных сложная и ответственная, - сказал Сергей Викторович, - и многое, очень многое зависит и от профессионализма, и от слаженных действий команды. За все годы службы в моей практике не было примеров, когда члены нашей команды были бы разрозненны. У нас всегда был дружный коллектив, мы все одинаково любим свою работу. Не зря же говорят, что в пожарной охране случайных людей не бывает.

Завершив наш короткий диалог, Сергей Викторович приступил к своим обязанностям, а я продолжила свою экскурсию по части. Впереди меня ожидала самая долгожданная встреча – встреча с «Гасителем».

Командир катера проводил меня на палубу плавучей пристани. Передо мной открылся прекрасный речной пейзаж и залитый солнечным светом «Гаситель», пришвартованный здесь же.

Стальной герой

Слово «Гаситель» для жителей Волгограда стало уже нарицательным. Ассоциация при его упоминании возникает только одна – это небольшой памятник-пароходик, который стоит на самой окраине набережной. Памятник этот установлен в честь тех, кто работал на Волге во времена Сталинградской битвы.

Вот теперь немного истории… В начале 20 века отмечалось бурное развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли и транспорта. Для массовых перевозок активно развивался речной транспорт, а, следовательно, и инфраструктура города. На берегу реки Волги строились промышленные объекты. Созрела необходимость в быстром и эффективном тушении пожаров на речных судах и прибрежных объектов с воды.

Так появление пожарного теплохода в Царицыне (а затем Сталинграде, ныне Волгограде) было продиктовано самой жизнью. Как уже говорилось выше, своё начало теплоход берёт с 1903г. Уникальное по тем временам судно имело в комплектации: два двигателя по 200 лошадиных сил, каждый из которых позволял развивать скорость до 24 км. в час. Поршневые насосы судна создавали в пожарной системе давление до 20 атмосфер. Мощными были и водооткачивающие средства. Назвали судно «Царёв». Только в 1927 году «Царёв» был переименован в «Гаситель».

В годы Великой Отечественной войны пожарный теплоход «Гаситель» принимал активное участие в обороне города Сталинграда, переправляя людей и груза с левого на правый берег Волги. «Гаситель» тушил пожары при бомбардировках объектов в береговой зоне и плавсредств на воде.

В 1961 году на смену «Гасителю» на вооружение поступил более современный теплоход «Стерегущий». Старенький «Гаситель» теперь стоит на пьедестале. К его подножию устремляются волгоградцы и гости нашего города, чтобы почтить память речников, служивших на Волге в тяжёлые годы Сталинградской битвы.

16-ю годами позже в помощь «Стерегущему» поступил «Прометей», а ещё позже «Вьюн-4» и «Вьюн-14». Современный пожарно-спасательный катер «Гаситель-2» (таково его полное название) поступил на вооружение части осенью 2013 года, а годом позже были получены ещё и две моторные лодки, имеющие на вооружении по одному стационарному лафетному стволу.

- Как и каждое судно «Гаситель» «подчиняется» сезону навигации, - сказал командир катера. – В межнавигационный период, который обычно длится с декабря по апрель катер отстаивается в Волгоградском затоне.

- Что делает в это время команда? – Поинтересовалась я.

- Каждый из членов команды также заступает на круглосуточное дежурство, ведь с концом навигации служба не заканчивается. Зимой нами выполняется задача по охране судов, стоящих на зимнем отстое. На катере в это время происходят ремонтные, наладочные и покрасочные работы, - ответил Р.В. Бахмистров. – Ну и, конечно, зима – это сезон отпусков для команды «Гасителя».

Прощание с командой и знакомство с Волчком

Время, проведённое на «Гасителе» промчалось не заметно, настал момент покидать гостеприимную команду. Конечно же, на прощание – общее фото на память!

Вновь преодолев крутой трап и ступив на сушу, меня встретил всё тот же задорный пёс.

- А это наш талисман и «член команды» – Волчок, - «представил» мне четвероного друга Роман Владимирович и потрепал за ухом добродушного пса. – Он охраняет нас уже 3 года.

Как рассказал командир, Волчок уже второй по счёту пёс, охраняющий часть. Предшественник Волчка, его тёзка, «прослужил» на «Гасителе» почти 13 лет. К слову сказать, одноимённость друзей команды неспроста – щенки с другими именами просто не приживались.

Сегодняшний Волчок обладает необыкновенным талантом - среди всех приходящих людей с лёгкостью распознаёт сотрудников МЧС. Когда же к части приближается «чужак» пёс заливается громким лаем, оповещая команду о визите нежданного гостя.

Вот так закончилась моё путешествие на «плавучую» пожарную часть, где я увидела «младшего брата» легендарного «Гасителя», познакомилась с его дружным экипажем и преданным Волчком.

Пожарный катер «Гаситель» и его команду посетила Наталья Злобина

Пресс-служба ГУ МЧС России по Волгоградской области

Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8442) 96-70-12
Приёмная начальника
8 (8442) 78-99-99
Единый «телефон доверия»
pressa@34.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)